Реклама и PR – двигатель торговли? Лицо компании и ее имидж?

Буквально вот только я написал про выход журнала с рекламой на обложке. И вот мне в очередной раз подумалось об эффективности всего этого.
Впрочем этот вопрос меня всегда волновал. И не просто волновал. Я с ним постоянно сталкивался. А за последнюю неделю я дважды столкнулся с материалом созданном при участии Тины Канделаки в котором в той или иной форме рассказывалось о рекламе и PRе. Сначала у Тины в ЖЖ появилась статья с громким названием “Навальный, учи матчасть!”, а вчера я по случаю посмотрел передачу на НТВ “Железные Леди”. И вот и в том и другом случае речь хоть и косвенно но шла о наболевшем.

Однако если в первом случае Тина рассказывала о том как они делают PR и имидж крупным компаниям, то во-втором Тина расспрашивала про продажность журналистов.

Да я и сам прекрасно помню как мы еще в начале 2000-ных покупали статьи в местной прессе. Впрочем и не только местной, потом нам предлагали принимать участие в обзорных отраслевых статьях, нацеленных на конечного потребителя. И весь обзор сводился к элементарному аукциону, кто больше даст тот в обзоре и лучший.

Когда я стал фотографом я столкнулся с одной достаточно известной номинацией в области фотографии. Учредители которой просто откровенно предлагали победить заплатив N-ную сумму денег.

Но все это было вне просторов интернета. А теперь мне регулярно звонят и предлагают SMO и SMM продвижение. И вот я озаботился этим вопросом и стал искать по сети что да как.
Все оказалось достаточно банально. А главное достаточно дешево. Несложный поисковый запрос привел меня к целой куче сайтов которые на перебой предлагают продвижение в социальных сетях.
продвижение в ТвиттереНапример чтобы получить 100 тысяч фолловеров нужно всего 100 тысяч рублей. Хотите переплюнуть Тину, вам прийдется раскошелиться на 1 миллион рублей. Согласитесь, относительно не дорогой вариант. Ведь потом это можно будет легко окупить продажей рекламы.

Продвижение в Фейсбуке стоит дороже, и теже 100 тысяч друзей обойдутся в 300 тысяч рублей. Но может там труднее, или эффективнее результат.

Продвижение в FacebookВ любом случае вложение совершенно не большое. Ну естественно в противовес тому что можно на этом еще и зарабатывать.

Однако в данном случае сразу возникает цельный ряд вопросов. Прежде всего возникает вопрос, а что это будут за 100 тысяч фолловеров или друзей? Не будут ли это элементарные боты, коих можно сотнями в день плодить. А существующие сейчас автоматические программы при помощи подписок и других приемов будут постоянно наполнять контентом этих ботов. Или например, если так несложно согнать фолловеров и друзей, то получается что при относительно небольших вложениях можно вполне себе влиять на общественное мнение. К тому же тут же возникает вопрос о реальности рейтинга и уж тем более возникает вопрос, а не воспользовались ли подобными услугами все те у кого сотни тысяч фолловеров?популярность в инстаграм
Не сложный математический анализ показывает что все это не больше чем ширма. Или проще говоря иллюзия.
А раз так то как в таких условиях действительно определять эффективность.
Ведь если твои фолловеры хотя бы на половину боты, то и ты сам на половину бот.

Но раз все так, то что получается?

цена за продвижениеА получается то, что набирать фолловеров сотнями тысяч и зарабатывать на этом продавая рекламу выгодно, а вот покупать рекламу у таких людей совершенно не выгодно. Но раз это ровным счетом так, то тога какую рекламу покупать?

Сколько стоит просмотра ролика?Еще больший вопрос, как продвигать себя и какую рекламу и PR покупать представителям малого бизнеса. Да и как себя продвигать во всем этом жутком мусоре? Ведь при таком количестве ботов-юзверов потеряться реальному аккаунту легче легкого. Да и как составлять рейтинг во всем этом хаусе?
Какую мат модель применить? Как математически вычислить какой аккаунт настоящего человека, а какой бота?
Потребовать как например ВКонтакте указывать номер телефона? Но что мешает покупать мобильные номера и на них регистрировать? (Как впрочем и делают для регистрации ВКонтакте ботов, иначе как объяснить тот факт что буквально этой зимой родился 5-ти миллионный житель, с учетом младенцев и стариков, а вконтакте по поиску за Питером числится 5 слишнем миллионов пользователей. Причем чуть меньше миллиона из них даже не имеет фотографий. Что же получается? Весь Питер имеет аккаунты вконтакте?)

Вот я и задумался в очередной раз, реклама, продвижение и PR это двигатель или способ отмыть очередную партию денег?