Поездочка (блогтур) на ЛАЭС1 и стройплощадку ЛАЭС2

Сразу хочу сказать поездка получилась далеко не самая удачная. Впрочем ничего удивительного, ведь территория ЛАЭС и вообще АЭС в нашей стране охраняется крайне ревностно. К тому же как у нас это водится, одни делают энергию, другие ПиАр, а третьи всё это охраняют. И координации между структурами нет совсем. А посему получилось, то что собственно получилось. Обещали что в экскурсию по действующему реактору войдёт и разрешение фотографировать. А на месте выяснилось что ни о какой фотосъёмке и речи быть не может. Но их местный фотограф обязательно сделает нам селфи у реактора. Ну и как вы понимаете. Я отказался от такого расклада и остался ждать группу в автобусе. Суть ведь не в селфи у реактора, суть в том что я сам выберу те виды и те ракурсы, которые собственно я захочу. Мне не интересна моя физиономия на фоне реактора. У меня свой персональный взгляд на эти вещи. Ну а поскольку сЫмать не разрешили, то и идти смысла не было вовсе. Если я что-то захочу узнать, то я свободно прочитаю на сайте ЛАЭС, Да впрочем я и так многое знаю, знаю благодаря своим прошлым профессиям. Вот и получилось что блог тур у меня начался с краткого сна.

Впрочем дальше нас отвезли на макет реактора, где дали поснимать оперативный зал. Спросите для чего этот макет нужен? Ну тут как раз всё просто, на данном макете тренируются и отрабатывают различные внештатные ситуации, хотя впрочем почему именно нештатные, и штатные так же отрабатываются. И вот собственно фотографии этого тренировочного комплекса.

123456Поездочка (блогтур) на ЛАЭС1 и стройплощадку ЛАЭС2

Вот она огромная куча кнопочек, переключателей и различных приборов. Ядерный реактор это вам не автомобиль, здесь двумя/тремя педалями, рычагом коробки передач и рулём не обойтись. Здесь всё намного сложнее. Впрочем и оператор тут далеко не один, да еще за всем следит автоматика, которая в нужный момент способна предупредить человека о возможных последствиях.

789101112Поездочка (блогтур) на ЛАЭС1 и стройплощадку ЛАЭС2

Приборы фиксируют и записывают множество показаний. И на первый взгляд многие из приборов выглядят древними, но на самом деле это совсем не так, внешний вид многих приборов это лишь дань привычке. Подходя ближе понимаешь что внешность очень обманчива. За каждым операторским столом есть клавиатура и мышь, множество мониторов, под столами видны компьютерные блоки. Ну а то что кнопочки на пультах такие, ну так подобные переключатели себя очень хорошо зарекомендовали в плане надёжности и поэтому не вижу смысла их заменять на ново-модные, поскольку в данном случае главнее всего надёжность, а не гламурность.

131415161718Поездочка (блогтур) на ЛАЭС1 и стройплощадку ЛАЭС2

Но несмотря на то что комплекс учебный, нам не разрешили понажимать на кнопочки, однако показали что будет если турбина решит остановиться. Показали как весь этот огромный комплекс будет сам, без участия человека принимать решения и в то же время звать на помощь человека. И знаете, я спокоен, когда вижу подобные двойные стандарты в атомной энергетике. Вроде как можно было бы доверить всё автоматике, однако, как говорится доверяй, но проверяй. И несмотря на казалось бы простоту ситуации ни человек, ни автоматика не имеют 100% полноты власти, только их совместная деятельность может привести к результату. И это хорошо. Нельзя в нашей непростой жизни исключать технические сбои и человеческий фактор, впрочем и человек там не один.

1920

И вот после посещения учебного центра, нас отвезли на стройплощадку ЛАЭС-2. Рассказали о ходе строительства, показали со смотровой площадки что и где будет или уже есть. И знаете, стоять там и смотреть на масштабы сооружений, или разглядывать "фоточки" на экране монитора это две огромные разницы. Не то ощущение масштаба. Каким бы монитор большим не был, всё равно всё кажется маленьким. На самом же деле всё нереально огромное. В общем это всё надо видеть самому.

212223242526Поездочка (блогтур) на ЛАЭС1 и стройплощадку ЛАЭС2

ЛАЭС-2 — результат эволюционного развития наиболее распространенного и, как следствие, наиболее технически совершенного типа станций — АЭС с ВВЭР-1200 (водо-водяными энергетическими реакторами). В качестве теплоносителя и в качестве замедлителя нейтронов в таком реакторе используется вода. Принятая в мире аббревиатура для этих реакторов — PWR (pressurized water reactor) — реактор с водой под давлением. Ближайший аналог — Тяньваньская АЭС в Китае, построенная также по проекту ОАО «СПбАЭП» и сданная в коммерческую эксплуатацию в 2007 году.

Электрическая мощность каждого энергоблока типа ВВЭР определена в 1198,8 МВт, теплофикационная — 250 Гкал/ч. Расчетный срок службы ЛАЭС-2 — 50 лет, основного оборудования — 60 лет.

272829303132Поездочка (блогтур) на ЛАЭС1 и стройплощадку ЛАЭС2

В ходе сооружения испарительных градирен ряд экологов и общественных активистов выступил за использование на строящейся станции альтернативного варианта — "сухих" градирен, где отсутствуют выбросы пара и воды. Для анализа этой проблемы в феврале прошлого года была создана рабочая группа из специалистов атомной отрасли, представителей органов власти, экологических организаций и общественности. На ее итоговом заседании в июне 2013 года было отклонено предложение приостановить сооружение Ленинградской АЭС-2 для того, чтобы переработать проект с учетом возможности использования "сухих" градирен.

Знаете лично мне было странно слышать подобное заявление. Особенно учитывая тот факт что ЛАЭС-2 строится практически на берегу Финского залива, добавьте к этом многочисленные озёра и болота. Зеркала всех этих водных объектов испаряют огромное количество воды ежеминутно.

"Для примера, производительность одной башенной градирни ЛАЭС-2 примерно соответствует трем башенным градирням Южной ТЭЦ, которая находится в районе Купчино. Эта ТЭЦ была пущена в эксплуатацию в 1978 году, и за столько лет существенного влияния мы не наблюдаем", — отметил Свердлин, заведующий отделом "Техводоснабжение и охладители ТЭС и АЭС" ВНИИГ имени Веденеева.

333435363738Поездочка (блогтур) на ЛАЭС1 и стройплощадку ЛАЭС2

Но даже не это главное. Это всё технические нюансы. Главное во всём этом, то что станция строится с учётом многолетнего опыта, в том числе и горького (Чернобыльская АЭС). Реактор установлен в процессе возведения стен и намертво накрыт крышей, а под реактором устоновлена специальная – «ловушка расплава» (или устройство локализации расплава активной зоны). Внутри ловушки расплава находится специальный состав с поэтическим названием «жертвенный материал», в состав которого входят оксид железа и борная кислота. «Жертвенный материал» ловушки призван мгновенно заглушить реакцию. И это только малая часть пассивной безопасности, той безопасности, которая действует без участия человека, т.е. максимально исключен человеческий фактор.
В зависимости от выполняемых функций, системы безопасности АЭС раздеяются на: защитные, локализующие, управляющие и обеспечивающие.

  • Защитные СБ предотвращают или ограничивают повреждение ядерного топлива, оболочек твэлов, оборудования и трубопроводов, содержащих радиоактивные вещества.
  • Локализующие СБ предотвращают или ограничивают распространение выделившихся при инцидентах и авариях (если они все же произошли) радиоактивных веществ и материалов.
  • Управляющие СБ приводят в действие все отвечающие обстановке системы и средства и обеспечивают контроль и управление ими в процессе выполнения заданных функций.
  • Обеспечивающие СБ снабжают защитные, локализующие и управляющие системы безопасности энергией, рабочей средой и создают условия их безотказного функционирования.

В общем если быть кратким, то ситуация с безопасностью практически параноидальная, контролируется всё. А в данном вопросе мне кажется это первостепенная задача. Сделать ядерную энергию безопасной это самое главное. В нашем современном мире без электроэнергии совершенно никуда, а атомная энергия это самый дешёвый способ, даже киловатт выработанный на гидроэлектростанции и тот дороже, хотя система гидроэлектростанции намного проще, но их мощности и рядом не стояли по сравнению с атомными станциями, да и далеко не везде есть удобные для постройки русла реки. А электроэнергия сейчас нужна везде и всегда. Как не крути, а без электричество не добыть нефти, не налить воды, не заправить автомобиль на бензоколонке. Да собственно некоторые процессы на электростанциях так же не возможны без электричества. В общем мы без бегущих электронов по проводам никуда.

39

4041424344Поездочка (блогтур) на ЛАЭС1 и стройплощадку ЛАЭС2

Ну и как понимаете, экскурсия/блогтур на этом не закончились. Естественно мы посетили столовую стройки ЛАЭС-2, ну как можно пропустить столовку энергетиков и строителей? Это же просто мега интересное заведение. Дёшево и вкусно. А главное полезное. Ну и простите, фоток из столовки не будет, не до фотоаппарата в таком казырном заведении, так сказать руки заняты… ;) Ну и после сытного обеда доехали до города (Сосновый бор) и прогулялись по городскому парку и посетили набережную городского пляжа, прекрасным видом на ЛАЭС.

4546474849

50Поездочка (блогтур) на ЛАЭС1 и стройплощадку ЛАЭС2

Ну собственно не удержался, загнал поближе к Финскому заливу свой Кадди и сделал пару фоток. Место для фотосъёмок автомобилей отменное. Правда похожее есть и на Крестовском острове и в Кронштадте. Правда не с видом на ЛАЭС, но всё же с неплохим видом.
В целом день конечно удался, хотя как вы могли заметить начался он относительно неудачно. Но главное не отчаиваться. ;)

515253Поездочка (блогтур) на ЛАЭС1 и стройплощадку ЛАЭС2

Ну и на последок хотелось бы сказать спасибо Сообщество Питерских Блогеров (spbblog) за предоставленную возможность посетить ЛАЭС и стройплощадку ЛАЭС-2.