Один день в ОГИБДД Петроградском или разбор ДТП изнутри. Часть 1

  • Начало (инструктаж)

Благодаря СПББлог и ГУ МВД по Санкт-Петербургу мне предоставилась возможность посмотреть как работают сотрудники ДПС по разбору ДТП. А по сему мне надлежало прибыть в ОГИБДД УМВД России по Петроградскому району к 7-30 утра. Первичный инструктаж проводил начальник отдела. Все в кабинете крайне напряжены и насторожены. С меня взяли честное слово что буду вести себя прилично, не буду скокать по проезжей части и все свои действия буду согласовывать с начальником смены Сергеем. Сергей явно недоволен тем что к нему прикрепили меня. Тогда мне было совершенно не понятно, за что они на меня все взъелись. С другой стороны я даже тогда понимал что я для них обуза, дополнительная нагрузка, просто честно говоря я не понимал нагрузка к чему. Позже мне всё станет понятно. Думаю и вам.

А пока мне выдают “майку-лидера”, видимо чтобы не потерять меня. И мы направились в кабинет Сергея, ждать пока ребята получат оружие, которое хранится в отделе полиции, потому как в отделе ГИБДД нет своего арсенала, и пока пройдёт утреннее совещание. В итоге совещание затянулось, а ребята на обратном пути из арсенала заскочили на пару ДТП. На улице льёт дождь и дорожная обстановка просто ад. Это мне так казалось утром. К вечеру всё стало ещё хуже.

Ну так к слову, дорога от дома до отдела заняла 30 минут, а вот обратно больше часа.

А пока сидим ждём.

Ну и пока ждал, изучил стенды развешанные в коридоре и кабинете. Вот немного любопытных документов:

child

roziskrozisk2

obyasnitelnaya

  • Первый вызов.

ДПС Петроградка ОГИБДД ПетроградскийПервый вызов был самым обычным, элементарное не соблюдение дистанции. (называется паровозик), позже будет еще один паровозик, и если этот был двойной, то потом был тройной. Все действия на месте занимают не более пяти минут. Евгений опытным глазом определяет все необходимые параметры для привязки места, делает замеры дальномером и делает набросок схемы ДТП, внося туда не только положение автомобилей, но и все знаки, светофоры и даже камеры видеонаблюдения. У участников ДТП изымаются документы и их без документов направляют в отдел, раньше предупреждали что если остановит сотрудник ГИБДД и попросит документы, то нужно сообщить что едешь после ДТП в отдел для оформления документов и назвать номер того экипажа который зафиксировал ДТП, сейчас это бесполезная информация, Сергей смеётся, а кому сообщать-то, все мы вот они здесь. Но всё равно, я бы рекомендовал сделать фото машины патруля, так сохраните номер патруля, ну так, мало ли что.

На обратном пути заскакиваем еще на одно небольшое ДТП, всё так же быстро и чётко, набросок аварии зарисован, документы изъяты, едем дальше. Обращаю внимание что далеко не каждый водитель пропускает машину ДПС, некоторые даже пытаются бодаться. Не приятное ощущение, я всегда считал что все как и я уступают дорогу сотрудникам. Ан нет. Оказывается далеко не все готовы пропустить, даже несмотря на то что работает “люстра” (проблесковые маячки).

  • Пешеход

ДПС Петроградка ОГИБДД ПетроградскийТолько буквально приехали с вызова, как голос в рации сообщает о ДТП с пешеходом и вызовом скорой для пешехода. Сергей и Евгений молча бросают все дела и собираются на выезд. Уже в машине Евгений комментирует ситуацию, ДТП с пешеходом или пострадавшим дела первостепенной важности и влечёт за собой массу трудностей и имеет огромную долю нюансов, но не успели мы доехать до Александровский парк, 8А, где произошло ДТП, как из рации доносятся новые новости. На сей раз ДТП с участием двух машин, но одному водителю вызвали карету Скорой помощи, а это значит второе ДТП с пострадавшим. Сергей (начальник смены) закрывая лицо руками произносит: “Ну вот день и начался, понеслась…” в тот момент я еще не понимал во что это всё выливается. И мне было совершенно не понятно, почему Сергей так помрачнел, ведь буквально еще 5-10 минут назад в отделе он улыбался и бравировал тем что для них (сотрудников ДПС) все эти ДТП обычное дело, рутина, и ничего интересного в этом нет. А тут такая перемена в настроения.

Понимая что не стоит отвлекать на себя внимание остаюсь в машине, тем более что смотреть на всё можно из машины, а за окном дождь проливной. Как-ни-как пострадал человек, ребята должны всё быстро и точно зафиксировать, ошибки тут неприемлемы. На фиксацию всех моментов уходит минут 10-15 и тут же летим обратно в отдел, чтобы максимально быстро оформить все документы. Сергей как старший смены привлекает из соседнего отдела молодого сотрудника Вадима в помощь, потому как их третий напарник Валерий вызван на какое-то спец мероприятие. Каждый из них берёт часть работы на себя. Евгений, Сергей и Вадим втроем в течении часа рисуют схему ДТП на специальном листе миллиметровой бумаги, заносят данные в планшет и компьютер (это две разные системы), переносят фотографии со своих телефонов, единственный фотоаппарат марки Самсунг почему-то перестал работать,  от руки пишутся рапорта, заполняются бланки. На все звонки односложные ответы, у нас ДТП с пострадавшим не могу говорить. Водитель сбивший пешехода уже в отделе и так же заполняет бланк объяснения, и дышит в трубочку, это обязательная процедура для водителя сбившего пешехода.

Позже в новостях я найду заметку об этом происшествии – Очевидцы: Сбитая женщина на Кронверкской, лёжа на асфальте, пьёт кофе.

  • ДТП с пострадавшим водителем.

С самого утра я познакомился с Евгением и Сергеем. И лишь мельком видел Валерия, который заскочил в отдел буквально на пару минут сдал документы тех кого уже успел собрать по району и взял на себя еще два ДТП, на которые клятвенно обещал заскочить перед тем как отправляться на сопровождение важной персоны. Ну вот кто же знал что одно из этих ДТП окажется непростым. Я о нём уже упоминал в скользь, когда рассказывал о ДТП с пешеходом. И несмотря на всё это, Валерий, всё успел, и ДТП оформить и важную персону сопроводить. Вернулся в отдел он уже можно сказать после обеда. Почему можно сказать? Да потому что ни кто из нас так и не пообедал в этот день. Ну если не считать кофе. Ребята переживали как так я могу без обеда. Пришлось объяснять что мой ритм жизни не подразумевает обеда. Только завтраки и ужины. А у ребят оказался иной ритм, только обеды и ужины, завтрак в 5-30 утра как-то не располагает потом к активной деятельности. Ну да собственно я отвлёкся.

Так уж случилось что практически вместе с Валерой приехали и участники того самого злосчастного ДТП и тут же работа закипела. Нарисовать схему по линейке и в масштабе, с дорожной разметкой, светофорами, и привязкой к местности. Составить протокол, написать рапорт, подшить телефонограмму из скорой, взять объяснение с водителя, заставить его подышать в трубочку, ведь второй водитель пострадал.

К теме «участников ДТП» (ниже будут и другие). И тут буквально под руки вводят женщину за сорок, бледную как смерть. На секунду подумал что это она пострадавшая. Но потом вспомнил что Валера сказал – “пострадавшую увезла скорая в больничку». Вид у женщины был такой словно она сбила с десяток пешеходов. В общем толку от такого человека собственно ноль. Тогда Валера берёт бланк объяснительной, выводит из кабинета, уж не знаю что он им сказал, но спустя минут двадцать женщина уже зашла сама, лицо заметно порозовело и хоть всё ещё медлено соображала, но явно ожила и можно было ее заставить подышать в трубочку. И вот только с ней всё было закончено, как в кабинет как ветер влетела вторая участница ДТП (это я понял по свежему гипсу на левой руке, больше собственно ничего не выдавало в этой девушке участницу ДТП с пострадавшим). На самом деле пострадавшей девушке совершенно было не обязательно в этот же день являться в отдел. У нее уважительная причина, перелом левой руки со смещением. Однако этот «живчик» быстренько оформил объяснительную, подписал документы и вместе с сопровождавшим ее братом упархал по своим делам. И в отделе настала тишина, ребята принялись заполнять бумаги по текущим ДТП.

  • Участники ДТП

Весь день я наблюдал не только за сотрудниками ДПС, но и за участниками ДТП. Знаете, я вообще очень люблю наблюдать за людьми, смотреть как они себя ведут какие поступки совершают, что и как говорят. В общем и здесь масса интересного для меня, как для наблюдателя.

Одни прибывают в шоке, другие спокойны, одни веселы или спокойны, другие раздражены. Некоторые стараются как можно быстрее разрешить ситуацию, другие делают всё лишь бы ничего не делать своими руками, так сказать не брать на себя ответственность. В общем все люди разные и по разному реагируют.

Например мужчина сбивший с утра пешехода. Я даже и не сразу понял зачем Евгений принёс чемоданчик с алкотестером. Мужчина вёл себя так словно просто чью-то машину слегка поцарапал. Абсолютно спокоен, выдержан. Я бы даже сказал равнодушен. Я бы на его месте дёргался и суетился. (не дай бог конечно оказаться на его месте) И только когда он стал оспаривать некоторые тонкости записанные в протоколе, я стал понимать что речь идёт о ДТП с пострадавшим пешеходом.

Или вот еще пример. После того как Валера оформил еще утреннее ДТП с пострадавшим водителем и «живчик» со сломанной рукой упорхал, возникло затишье и вроде как все собрались выдохнуть, как в дверном проеме появился таджик/узбек и спросил что ему делать и тут у Евгения аж лицо вытянулось, это был участник самого первого ДТП, которое мы с Евгением приняли еще ранним утром. Человек смиренно ждал в коридоре. Тут же ему был выдан бланк объяснения и человек было отправлен в коридор заполнять. А спустя час он возвращается и у Евгения лицо вытягивается еще больше, потому как таджик/узбек едва заполнил ФИО и прочие данные о себе. В общем пришлось найти вторую сторону ДТП и попросить ускорить процесс заполнения бумаги. После того как люди ушли спросил у Евгения часто бывает такое? Оказывается что с «не русскими» такое постоянно, они могут часами заполнять этот бланк, оказывается самое обычное дело.

Или вот, в середине дня кто-то из дознавателей возвращаясь заметил у отдела непорядок. У отдела весит знак запрещающий остановку и парковку, однако несмотря на запрет там скопилось несколько автомобилей участников ДТП. Пришлось Сергею выйти в коридор и отругать тех кто бросил свои машины под знаком. Однако спустя еще 5-10 минут обнаружилось что одна машина не убрана, поиски владельца не увенчались успехом. Тогда Сергей взял телефон и позвонил в отдел эвакуации, мол приезжайте забирайте. Так вот мало что человек попал в аварию, таки теперь еще и со штраф стаянки забирать своё авто.

А вот еще забавный момент. Очередное, как сказал бы Сергей рядовое ДТП, Сергей вызывает участников одного ДТП, один водитель приходит, а на фамилию второго в ответ тишина, Сергей спрашивает у первого участника: «А где второй?», а в ответ тот только пожимает плечами. Вот только что был тут сидел в коридоре и бац, в самый ответственный момент взял и растворился.

В общем люди разные и на всех должно хватать терпения. На всех должно хватить улыбки и доброжелательности. И как ребята всё выдерживают лично мне не понятно.

Но бывают и весёлые. Уже под вечер. Заходят в кабинет две женщины в возрасте. Первое впечатление что они старинные подруги. И почти хором вопрошают что им делать? Валера спрашивает кто они и женщины говорят опять хором: «А мы те что боками зацепились, дорогу не поделили…» Женщины уже не то чтобы разобрались и поделили дорогу, они в коридоре отдела успели еще и подружиться. В общем мир дружба жвачка.

Добавьте к этому еще погодные условия, Валера вернувшись после очередного круга почёта по району и у него не только бушлат был мокрый, мокрый был и его персональный журнал, маленькая книжеца, в которую сотрудники ДПС записывают свои действия. А каково в снег, морозы, или наоборот под палящим солнцем?

  • Европротокол и другие нюансы

Казалось бы, вроде как теперь совсем не обязательно ждать сотрудников ДПС и можно оформить Европротокол самим.

Ан нет… Существует масса тонкостей.

Что есть Европротокол?

  1. Европротокол -специальная форма Извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники ДТП, и которая подтверждает право одного из участников (Потерпевшего) на получение страховой выплаты по ОСАГО.
  2. Европротокол – система, позволяющая оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции с целью последующего получения страховой выплаты по ОСАГО.

Однако… Как оказалось всё не так уж и просто. приезжаем на ДТП, спрашиваю у Евгения:

–Смотри, авария вроде простецкая, могли бы всё сами оформить, вот и чего стоят ждут?

Евгений бегло осматривает машины и говорит:

–Ан, нет, видишь Газель, явно коммерческий транспорт, а он скорее всего имеет КАСКО, а страховщики неохотно выплачивают по КАСКО если оформлен Европротокол.

Ладно, ну думаю щас на следующем ДТП точно будет Европротокол. Подъезжаем две легковушки, одна из которых такси.

–Ну ,говорю, а тут то уж точно могли…

А Евгений опять мотает головой:

–Нет, потому как такси так же почти все на КАСКЕ и как следствие не хотят рисковать, поэтому ждут сотрудников.

Ко всему прочему оказалось что таксист еще и не вписан в полис ОСАГО. За что собственно ему был и выписан штраф.

В общем за весь день слышал про Европротокол раза три-четыре. Ну и на одном месте приехали, а там уже никого, тут или договорились или то же решил Европротокол оформить.

Когда оформляли дворовую аварию, на языке сотрудников ДПС – наезд на препятствие, в данном случае препятствием была машина растерянной девушки, а виновник ДТП скрылся, взял и уехал, оставив чёрный след на бампере. В принципе глухарь. Однако Евгений не бросил человека, оформил все документы, даже отметил коммерческую камеру, данные с которой совершенно не факт что предоставят.

Видели фото со стенда, ну да повторю его:

child

Так вот видите, оказывается при ДТП с участием ребёнка (до 18 лет) ОБЯЗАТЕЛЬНО:

  1. Фото удерживающего устройства (хотя насколько помню кресло необходимо до 12 лет)
  2. На фото отметить крестиком место где было это самое удерживающее устройство и соответственно где был ребёнок.
  3. Обязательно указывать где ребёнок учится (школа и даже класс)
  4. Если ДТП произошло рядом со школой где учится ребёнок, то необходимо указывать были ли светоотражатели на одежде.

Спрашиваю у ребят, а что паркующиеся на аварийке вторым рядом. Как быть с ними? Оказывается что находятся даже те, что выставляют красный треугольник и тогда их вообще не за что привлечь, все условности соблюдены. Как говорится и не придерёшься вовсе. Да впрочем и остальных единственное что можешь попросить поскорее убрать авто и то ответ обычно один и тот же: «У меня компьютер автомобильный показывает что ехать нельзя, ничего не могу сделать.» Вот говорят так и живём. Улыбаются ребята, а что им остаётся?

Ну и собственно как водится. Благодарности за материал и потраченное на мою персону время. Прежде всего спасибо СПББлогу (spbblog) и в частности Паше upsya за коннект с органами. Естественно спасибо Пресс службе ГУ МВД по Санкт-Петербургу и отдельно Яне за помощь в создании этого текста. Ну и естественно ОГИБДД по Петроградскому району и Сергею, Евгению, Валерию и Вадиму за то что терпели меня всю смену. С вами было крайне интересно!

(вторая часть здесь)