Учим ПДД вместе… ;) Так правым или левым бортом???

Сегодня в ЖЖ своего друга realhemul наткнулся на пост с видео и вопросом:
«Зачем он-то полез через встречный ряд так неудобно, да заодно и весь свой ряд затормозив?»

И глядя на видео я узнал тот самый «проклятый» перекрёсток, на котором «злой» дядя инспектор принимая у меня экзамен на вождение, пару лет назад, стал на меня орать, от чего я даже заглох и раскорячился на перекрёстке и как следствие заглох.

Мягко говоря требование инспектора развернуться на этом перекрёстке по малому радиусу мне показалось более чем абсурдным, потому как я тогда был новичЁк, да еще и за рулём Рено Сандеро и сами понимаете, я бы просто заблокировал движение пропуская встречный транспорт. Впрочем и на Кадди я бы не стал тут крутиться, ну хотя бы потому что перед перекрёстком было место где можно было спокойно развернуться пока горит красный. Но сейчас я не об этом хочу поговорить. Сейчас я хочу поговорить о повороте налево и разъезде при этом правыми бортами. Честно говоря такой зашоренности в этом вопросе я не наблюдал ни в одном другом городе. Только в Питере правыми бортами пытаются разъезжаться везде где есть перекрёстки, не зависимо от того какой это перекрёсток.

Я давно хотел написать нечто подобное, но всё не было так сказать повода. А тут мало того что есть видео с очень, я бы даже сказал ОЧЕНЬ наглядным примером. Так еще и в комментариях под постом образовалась толпа вопрошающих желающих знать почему так делать НИЗЯ!

И тому есть несколько причин, начиная от того что ты мешаешь всем окружающим и заканчивая тем что есть пункты правил не позволяющие делать подобные телодвижения. Да я понимаю, за это не штрафуют, но это не повод исполнять подобные акробатические этюды. Меня вообще поражают заявления граждан на подобие: «Ну ведь за это не штрафуют, а значит если очень нужно, то можно…»

Как по мне, так если уж низя, то НИЗЯ. И никаких тут «а мне надо» или «мне так удобно»…

Ну да вернёмся к сути вопроса:

Для начала определимся с перекрёстком. Вот схема пересечения проспекта Испытателей с Серебристым бульваром, ведь именно о нём идёт речь в видео.

perekrestok1

И так, что мы видим? Перекрёсток с пересечением двух дорог и пересечением трёх проезжих частей. Всё просто ничего сложного. Однако даже такой простой пример как видите у многих вызывает трудности.

Скажу сразу, ни о каких правых бортах в ПДД и речи нет.
Единственным местом где возможно при повороте разъехаться правыми бортами, это перекрёсток с одно-двух полосным движением в каждую (из четырёх сторон) сторону и разделительной в виде одной или двумя полосами (и то если между полосами не больше метра).

perekrestok2

И то согласно п. 13.12 ПДД при повороте водитель обязан уступить, а значит пропустить, движущийся во встречном направлении транспорт, а наличие сигнала поворота не гарантирует того что автомобиль во встречном направлении так же будет поворачивать и можно разойтись правыми бортами, водитель должен убедиться в том что встречный автомобиль будет поворачивать, а убедиться можно лишь тогда, когда авто начнёт поворачивать, но и встречный автомобиль так же должен убедиться что вы будете поворачивать и получается патовая ситуация. Хотя впрочем вполне убедительным будет тот факт что авто остановились и пропускают, а значит нужно остановиться и посмотреть, если встречный транспорт остановился, то в принципе можно поворачивать, и лишь тогда получится разойтись правыми бортами. Всё остальное мягко говоря не корректно. Почему собственно не корректно?

Ну давайте разбираться. Для начала определения:

Определения:

Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Перекресток” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Разделительная полоса” – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Преимущество (приоритет)” – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Пункты ПДД:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Это те определения и те пункты ПДД, которые нам понадобятся.

А теперь собственно всё по пунктикам.

perekrestok3

Начнём по цветам машин разбирать.
Красный автомобиль (это тот самый маневр что осуществил товарищ на белом опеле в видео) фактически или выехал на полосу встречного движения (ну или не пропустил/уступил/создал помеху встречному транспорту, пункт 13.12 ПДД) или его траектория закончится на полосе встречного движения (8.6.) (тут уж выбирайте сами, кому как веселее).
И не надо говорить что встречный транспорт его мог объехать, уступить дорогу это значит пропустить, т.е. дать возможность проехать без отклонений от намеченной траектории (см. определения).

Оранжевый автомобиль тупо не уступил (опять же нарушил пункт 13.12 ПДД и определение Уступи дорогу). Опять же заставил всех крутить рулём лишь потому что его в автошколе не научили разъезжаться и уступать дорогу.

И лишь синий автомобиль и позволяет людям проехать и при выезде с пересечения проезжих частей не окажется на полосе встречного движения.
Подчёркиваю в ПДД именно так и написано пересечения двух проезжих частей, не двух дорог, а именно проезжих частей.

Я же обычно проезжаю еще дальше, так чтобы и меня могли объехать те кто со мной ехали в попутном направлении и на перекрёсток для поворота на лево могло больше влезть страждущих попасть под пункт 13.7 и закончить перекрёсток.

perekrestok4

Строго говоря на этом перекрёстке и поворотник следует включать только после пересечения первой проезжей части. Потому как вы поворачиваете не на первом пересечении проезжих частей, а на втором.

Еще бы соблюдали пункт 13.2 и не выезжали на пересечение первой проезжей части и тогда ваще было бы мега круто, потому как появилась бы возможность у тех кто едет на встречу поворачивать и тем самым освобождать перекрёсток. Но увы, мы все торопимся так словно на пожар и на окружающих насрать.

Перестаньте думать о том что вы имеете право и вам обязаны, начните думать что вы обязаны и какие имеют права другие участники дорожного движения.