Тонкости и нюансы страхования ОСАГО. Или ОСАГО глазами сотрудников ГИБДД.

Всё ниже сказанное стало результатом моих страданий, я бы даже сказал одностороннего (потому как и по сей день ни ответа ни привета) со страховой компанией, которая с гордостью заявляет о своём раздутом рейтинге А++, я говорю о РОСГОСТРАХЕ. Я уже писал об этих событиях. А потом и еще раз писал.

На самом деле я сейчас уже не особо толкаю РОСГОССТРАХ, честно говоря я тупо на него забил. У меня нет времени чинить разборки, хотя очень и очень стоило бы. Поскольку вот так всегда, мы плюём на подобное издевательство, считая что у нас нет времени и оставляем компанию (замедьте не сотрудников, на них мне плевать, а именно компанию нужно наказывать за их нерадивых сотрудников) ну да я увлёкся. Сегодня речь пойдёт не о том кто и где косячит, а о том где и какие последствия нас ожидают если, не дай бог, вот такие вот косяки происходят.

В прошлом году я провёл один день в Петроградском ОГИБДД вместе с весёлыми и жизнерадостными, несмотря ни на что, сотрудниками ДПС. Кому интересно – по тегу можно почитать, как это было.

В этот раз я попросил Пресс-службу МВД предоставить мне возможность узнать, как обстоят дела в реальности со страховками ОСАГО. Тема как нельзя более актуальная – летом всем предстоит смена полисов, правда, никто – ни сотрудники ДПС, ни сотрудники страховых – пока не знает, как именно будет происходить замена.
Впрочем, до массовой смены полисов еще есть время. Мы же пока вернёмся в ОГИБДД Петроградского района, где меня и Екатерину Липатову (Женский автомобильный портал CAReta.info) радушно встретил Олег Александрович и предложил от теории перейти сразу к практике – провести дежурство вместе с сотрудниками ГИБДД на перекрёстке Большого проспекта П.С. и проспекта Добролюбова и посмотреть, что сотрудники ГИБДД могут сделать в отношении страховых полисов, что в них должно быть и на что нужно обращать внимание.

Прессслужба МВД, ГИБДД, ДПС, ОСАГО, страхование, дорожный патруль, проверка документов, грамотный водитель, авто, автомобили, автомобиль, вождение

Прежде всего, конечно, сам полис должен быть установленного образца, все поля обязательно должны быть заполнены – в том числе даты, период действия полиса, вин и другие параметры машины, ПТС автомобиля, ФИО владельца, серия и номер водительского удостоверения. Если страховка «безлимитная» – вместо списка “лиц, допущенных к управлению транспортным средством” должны стоять прочерки. Обязательно должна быть печать (допускается чёрная, необязательно синий оттиск) и подпись представителя страховой. Все отметки и изменения делаются строго на обратной стороне в специально отведённом поле – а совсем не так, как это было сделано у меня:

Прессслужба МВД, ГИБДД, ДПС, ОСАГО, страхование, дорожный патруль, проверка документов, грамотный водитель, авто, автомобили, автомобиль, вождение

Нам удалось проверить страховые полисы не только у граждан России, но и у иностранцев. К слову, если машина имеет российские номера, то страховка так же должна быть российского образца – даже несмотря на то, что водитель гражданином нашей страны не является. К иностранным правам обязательно должна прилагаться заверенная нотариусом копия перевода водительского удостоверения – если к вам приедут в гости “интуристы” и вы запланируете дать им своё авто покататься по Питеру, не забудьте вместе сходить в бюро переводов и к нотариусу, дабы у них не возникло проблем с сотрудниками ДПС.

Во всех случаях, к радости водителей, всё было в полном порядке. При этом рядом с нами работали и сотрудники ДПС – они не проверяли страховые полисы, а вели самое обычное патрулирование. Пока мы смотрели на страховки, они бодренько выписывали протоколы за поворот из “не того” ряда. На этом перекрёстке это, видимо, – самая обычная ошибка питерских водителей: стоит отпустить одного – тут же находится другой.

Прессслужба МВД, ГИБДД, ДПС, ОСАГО, страхование, дорожный патруль, проверка документов, грамотный водитель, авто, автомобили, автомобиль, вождение

Во время нашей работы “в поле” вместе с сотрудниками ГиБДД произошел показательный для культурного Петербурга случай: к нам подошел мужчина, владелец большого, чёрного джипа Тойота Ленд Крузер (Крузак в простонародье) и вежливо спросил, может ли он оставить свой автомобиль на островке безопасности перед поликлиникой в связи с тем, что мест для парковки нет не только перед самим входом, но и в радиусе ближайшего квартала. Представитель ГИБДД, Олег александрович, разумеется, отказал гражданину в нарушении правил дорожного движения. Если бы изменения правил было бы в моей власти, я бы сделал исключения в подобных случаях для инвалидов или для лиц, которым тяжело передвигаться. Впрочем, тогда обязательно нашлись бы ушлые “водятлы”, желающие воспользоваться лазейкой.

Закончив проверку полисов ОСАГО на перекрестке, мы отправились в отдел ГиБДД Петроградского района, где нас уже ждал мой знакомый, Евгений Андреевич, инспектор ДПС из группы разбора ДТП. Нам удалось побеседовать с тем человеком, который не просто видит страховые полисы, а работает с ними ежедневно, то есть не по наслышке знает все тонкости и нюансы.

Согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности, а в частности 2-го пункта, статьи 4, владелец транспортного средства имеет право как поставить на учёт, так и застраховать свою гражданскую ответственность в течении 10 дней с момента передачи прав или автомобиля. Однако управлять транспортным средством без страхового полиса ОСАГО запрещено, за это предусмотрен штраф в размере 800 рублей (часть 2, статьи 12.37 КоАП). То есть получается, что и выбирать страховую можно в течение 10 дней, но ездить пока не застрахуешься нельзя, потому что согласно пункту 2.1.1 ПДД и статье КоАП, управление ТС без страхового полиса ОСАГО запрещено.

Не смотря на то, что сотрудники ДПС смотрят по базе РСА страховые полисы, юридической силы подобная проверка не имеет, совершается она ради проверки подозрений.

Прессслужба МВД, ГИБДД, ДПС, ОСАГО, страхование, дорожный патруль, проверка документов, грамотный водитель, авто, автомобили, автомобиль, вождение

Как поведал Евгений Андреевич, увидев мой страховой полис ОСАГО, я не единственный обманутой страховой человек. Водители регулярно сталкиваются с проблемами в отношении РОСГОСТРАХа – встречаются и ошибки, и отказ в выплатах. “В этих ваших интернетах” ходят слухи о невыплатах  в случаях оформления Европротокола: сотрудники страховых идут на хитрость и намеренно завышают сумму страховой выплаты. Если сумма возмещения выше 51 тысячи рублей, они имеют право на законных основаниях отказать в выплате пострадавшим. И Евгений Андреевич, к сожалению, подтвердил этот факт. К тому же после реформы существенно удлинился процесс вынесения решения по страховому случаю: чтобы получить выплаты, необходимо обратиться в свою страховую (а не в компанию виновника ДТП, как ранее), которая уже сама выясняет отношения со стороной нарушителя.

Обсудили мы также и электронные страховые полисы ОСАГО. Как оказалось, Евгений Андреевич на практике таких полисов не встречал. Вы представляете? Сотрудник ДПС одного из самого оживленного района 5-ти миллионного города, разбирающий в день по 30-50 аварий, ни разу не встречал водителей с электронными полисами ОСАГО! Пожалуй, никто не будет спорить – это говорит о многом. Евгений Андреевич отметил: вопрос о том, как сотрудник ДПС может проверить подлинность и наличие полиса ОСАГО, ведь база данных РСА является общественной и не может служить доказательством.

Если честно, лично я не очень понимаю, почему сотрудники ДПС вообще должны разбирать аварии, проверять наличие полисов ОСАГО и заниматься другими подобными “лишними” вещами? На мой взгляд, сотрудник ДПС должен следить за безопасностью дорожного движения и предотвращать нарушения. Страховые компании получают выгоду от обязательных услуг, почему бы им не скинуться “всем миром” и не организовать службу аварийных комиссаров, которые будут выезжать на все аварии и заполнять все эти тонны бумажек? А сотрудники ДПС приезжали бы только на сложные случаи с пострадавшими. Естественно, было бы полезным изобрести единый вектор сотрудничества ДПС и страховых компаний, чтобы две организации могли вместе работать на благо, а не тянуть одеяло каждый в свою сторону.

Собственно разговор с Евгением Андреевичем был не только о страховках, ведь я уже с ними и с их непростой работой знаком не по слухам из бложеков, я на всё это посмотрел изнутри так сказать, ощутил всё на своей шкуре. И опять же ссылаясь на слова Евгения Андреевича, обстановка в городе с авариями с октября 2015 по март 2016 лишь ухудшилась, аварий стало больше, люди озлобленней, в общем и без того непростая работа, стала еще тяжелее.

Не хочется заканчивать на столь печальной ноте, однако, как говорится из песни слов не выкинешь. И как бы того не хотелось, а это часть нашей непростой жизни. В общем проверяйте полисы не только не отходя от кассы РОСГОССТРАХа, но и позже по базе РСА. Это рекомендую не только я, но и все сотрудники ГИБДД, в один голос говорят об этом.

Ну и напоследок хочется сказать огромное человеческое СПАСИБО пресс-службе МВД за помощь, а так же поблагодарить всех сотрудников отдела Петроградского ОГИБДД за честность и открытость